![]() |
Механизированная частьСпецтехника |
![]() |
|
Смешные штуки - заметки о бронетехнике специального назначения в составе вооруженных сил союзников в Западной ЕвропеВладимир Крупник(Броне-Сайт, январь 2002 года) |
|||
Успех высадки союзников в Нормандии часто рассматривается историками, как результат подавляющего превосходства комбинированной огневой мощи корабельной артиллерии, авиации и танков над относительно слабой линией обороны, к тому же испытывающей острую нехватку людских ресурсов, большую часть которых отвлек советско-германский фронт. В немалой степени это так, хотя большой вклад в успех внесли и тщательная многомесячная аэрофоторазведка зоны высадки, и высокая насыщенность десантирующихся подразделений британской армии танками, специально созданными для преодоления укрепленных линий береговой обороны. Многие идеи, использованные в разработке моделей танков специального назначения, зародились в результате анализа неудачной высадки британцев в 1942 году в районе Дьеппа. Забегая вперед, отметим, что некоторые виды этих танков сыграли свою роль и на более поздних этапах боевых действий в Западной Европе. Известно, что созники в первый день высадки понесли значительно меньшие, чем ожидалось, потери - 9 тысяч убитыми и ранеными вместо 30-40 тысяч ожидаемых. Примечательно, что существенно большие, чем британцы, потери понесли американцы, которые пренебрегли разработками "младшего брата" и нередко оказывались неготовыми к тому, чтобы быстро преодолеть сильно укрепленную полосу обороны, не подставляя под огонь беззащитную пехоту. Вниманию читателя предлагается краткий обзор наиболее примечательных машин инженерного назначения в составе бронетанковых сил, отлично зарекомендовавших себя во время боевых действий в Западной Европе и, в меньшей степени, в Северной Африке и Италии. Танки с разрушающими зарядами![]()
Танки, предназначенные для расчистки минных полейСреди танков этого типа наиболее простыми считались машины, несущие торпеды "Бангалор" - простые металлические трубы длиной около 1.5 м, заполненные взрывчаткой и закрытые с обеих сторон. Трубы могли быть собраны в длинные колонны (Snake - Змея) за счет использования специальных креплений на обоих концах. Позднее были созданы более длинные секции длиной 6.1 м, которые могли быть собраны в трубу длиной до 366 м. Обычно танк затаскивал собранные в колонну трубы на минное поле, после чего заряд приводился в действие, расчищая проход шириной до 6.4 м. Применялось и выталкивание колонны труб на минное поле впереди танка, но в этом случае колонна была значительно короче - до 122 м. Разновидностью "змеи" были шланги, заполненные взрывчаткой и перевозимые в прицепах (Tapeworm - Глист). Шланг просто разматывался сзади двигающегося по минному полю танка и затем подрывался. Ближайшие к танку первые 15 м шланга были заполнены песком в целях безопасности. В большинстве случаев носителями "змей" были танки Черчилль и Шерман. Использование вала с цепями для обезвреживания минИдея использования цепей на валах для траления мин принадлежала южноафриканскому инженеру А. С. Дж. Дю Тойту. Вал устанавливается на специальной конструкции впереди танка и ему передается вращение от двигателя машины. Удары цепей о землю вызывают детонацию мин. Первый удачный опыт применения подобных тралов был приобретен в 1942 году в Северной Африке. Первые тралы этого типа носили название "Скорпион", устанавливались на танках Матильда и приводились во вращение воспомогательным мотором, расположенным в правой части танка. Скорпионы применялись во время боев за Эль-Аламейн в 1942 году и в более поздних операциях. Была даже безбашення версия Матильды, предназначенная исключительно для расчистки минных полей этим методом.
Специальные танки в боюТанки инженерного назначения были сконцентрированы в 79-й бонетанковой дивизии, созданной в сентябре 1942 года. В просторечии их называли "Funnies" - Смешные Штуки. Сама дивизия отличалась духом товарищества на фоне сильного и жесткого "дедовства", типичного для британских бронетанковых войск в годы ВМВ. Любое предложение военнослужащего любого ранга подлежало рассмотрению, танкисты были отлично обучены всем возможным методам ведения бевых действий. Командовал дивизией генерал-майор Перси Хобарт, энергия которого сыграла огромную роль в обучении и становлении этого выдающегося подразделения британских бронетанковых войск. В период высадки машины этой дивизии были распределены среди наступающих частей британской и канадской армий.
![]() В Нормандии Шерман-Крабы шли в самой передовой линии высадки группами 4-5 машин под огневым прикрытием Шерманов ДД. Они двиглись с небольшой скоростью (всего 2.4 км/час), обеспечивая полную расчистку минных полей. Вслед за ними двигались специальные машины AVRE (см. ниже), укладывающие маты для продвижения колесных машин по неровной поверхности, перепаханной танками передней линии и огнем противника. Шерман-Крабы обычно достигали бетонированого противотанкового вала и уступали место танкам с разрушающими зарядами. Шерман-Крабы, естественно, несли тяжелые потери, поэтому в резерве всегда были дополнительные машины, готовые занять место подбитого или поврежденного танка. Шерманы ДД и Шерман-Крабы сопровождались танками другого типа, предназначенными для преодоления рвов и подавления огневых точек разного плана. Среди последних выделялся Черчилль-Крокодил (Churchill Crocodile) - чисто огнеметный танк, выстреливающий пламя на расстояние до 120м (чаще - до 73м). Несмотря на то, что их боевая эффективность оценивалась очень высоко, система высокого давления для подачи горючей смеси нередко страдала от протечек и поломок. Танки, укладывающие фашины и маты нашли широкое применение в ходе высадки в Нормандии. В основном, это были машины Черчилль, но иногда применялись и Шерманы.
![]() Другой редкой машиной AVRE был танк-мост - bridging tank ARK (Armoured Ramp Carrier) Mk I. Обычно это был танк марки Черчилль без башни, на который устанавливался раскладывающийся мост. Гусеницы Черчилля были защищены сверху бревнами. Позднее в строй вошел ARK Mk II, использующий удлиненные заднюю и переднюю секции раскладывающегося моста, который мог быть использован и более широкими машинами (по сравнению с Mk I). Вообще, танки этого назначения испытали много модификаций (рис. 12, 13). ![]() ![]()
В целом боевая эффективность машин AVRE оказалась столь высокой, что командиры десантировавшихся частей через несколько дней после высадки просто не хотели возвращать их командованию 79-й дивизии, пытавшемуся собрать их в единое подразделение. Возвращаясь к многочисленным и горячим дискуссиям, которые имели место на русских Военно-Исторических Форумах в Интернете в 1999-2001 годах, автору заметок хотелось бы подчеркнуть еще раз, что высадка немецких войск на берега Англии в 1940 году (даже без учета подавляющего превосходства Королевского ВМФ над Кригсмарине и отсутствия у немцев превосходства в воздухе) окончилась бы для них катастрофой, и, в немалой степени, из-за отсутствия у немцев бронетехники специального назначения. На зыбучих песках приливно-отливных берегов южной Англии, в маршевых болотах устья Темзы и под обрывистыми известняковыми клиффами высотой в десятки метров Вермахт потерпел бы жестокое поражение, понеся огромные потери. Очевидно, что германское командование прекрасно это понимало, отложив операцию на неопределенный срок, а после 22 июня 1941 года навсегда оставив подобные планы. Источники информацииСборник War Machine. Special Purpose Tanks of World War II. The Tank Story. Edited By Andrew Kershaw. 1972 W. G. F. Jackson. OVERLORD. Normandy 1944. London, 1978 В заметках также использованы материалы бесед с британскими и австралийскими танкистами - участниками ВМВ и членами их семей | |||