«ФЕРДИНАНД»
В сентябре 1942 года, в соответствии с указанием Гитлера,
началась работа по переделке 90 изготовленных заводом Nibelungenwerke шасси VK
4501(Р) в штурмовые орудия, вооруженные 88-мм пушкой Pak 43/2 и с лобовой броней
200 мм. Проектирование велось фирмой Porsche совместно с конструкторами
берлинского завода Alkett. Поскольку броневая рубка должна была располагаться в
кормовой части, компоновку шасси пришлось изменить, разместив двигатели и
генераторы в середине корпуса. Первоначально планировалось производить сборку
новых САУ в Берлине, но от этого пришлось отказаться по причине сложностей,
связанных с перевозкой по железной дороге, и из-за нежелания приостанавливать
выпуск штурмовых орудий StuG III — основной продукции завода Alkett. В
результате сборка САУ, получившей официальное обозначение 8,8cm Pak 43/2 Sfl
L/71 Panzerjager Tiger(P) Sd.Kfz. 184 и название Ferdinand (бальзам на душу
доктора Фердинанда Порше), производилась на заводе Nibelungenwerke.
Лобовые 100-мм листы корпуса танка Tiger(P) были усилены тоже
100-мм броневыми листами, закрепленными на корпусе болтами с пулестойкой
головкой. Таким образом, лобовую броню корпуса довели до 200 мм. Аналогичную
толщину имел и лобовой лист рубки.
В передней части корпуса располагались рабочие места
механика-водителя и радиста. За ними, в центре машины, параллельно друг другу
устанавливались два 12-цилиндровых карбюраторных V-образных двигателя
жидкостного охлаждения Maybach ML 120TRM мощностью 265 л.с. при 2600 об/мин
каждый. Двигатели приводили во вращение роторы двух генераторов Siemens Тур aGV,
которые, в свою очередь, снабжали электроэнергией два тяговых электродвигателя
Siemens D1495aAC мощностью 230 кВт каждый, установленных в кормовой части машины
под боевым отделением. Крутящий момент от электродвигателей с помощью
специальных электромеханических бортовых передач передавался на ведущие колеса
кормового расположения. В аварийном режиме или в случае боевых повреждений одной
из ветвей электропитания предусматривалось дублирование другой.
Ходовая часть «Фердинанда" применительно к одному борту
состояла из б опорных катков, сблокированных попарно в три тележки с
оригинальной, очень сложной, но высокоэффективной поршевской схемой подвески с
продольными торсионами, опробованной еще на опытном шасси VK 3001(Р). Ведущее
колесо имело съемные зубчатые венцы с 19 зубьями каждый. Направляющее колесо
также имело зубчатые венцы, что исключало холостую перемотку гусениц. Каждая
гусеница состояла из 109 траков шириной 640 мм.
В полностью бронированной прямоугольной рубке, закрепленной на
кормовой части корпуса с помощью болтов, была установлена 88-мм пушка Pak 43/2 с
длиной ствола 71 калибр, разработанная на основе зенитной пушки Flak 41.
Горизонтальный угол наведения был возможен в секторе 28°. Угол возвышения +14°,
склонения -8". Масса орудия 2200 кг. В боекомплект пушки входили 50 унитарных
выстрелов, размещенных на стенках рубки. В кормовой части рубки находился
круглый люк, предназначенный для демонтажа пушки.
По немецким данным, бронебойный снаряд PzGr 39/43 массой 10,16
кг и начальной скоростью 1000 м/с пробивал на дистанции 1000 м 165-мм броню (при
угле встречи 90°), а подкалиберный снаряд PzGr 40/43 массой 7,5 кг и начальной
скоростью 1130 м/с — 193-мм, что обеспечивало «Фердинанду» безусловное поражение
любого из существовавших тогда танков.
Компоновка САУ «Элефант»:
1 — 88-мм пушка: 2 — броневой щит на
маске; 3 — перископический прицел; 4 — командирская башенка: 5 —
вентилятор: 6 — лючок перископического прибора наблюдения: 7—укладка
88-мм выстрелов на стенке боевого отделения; 8—электромотор; 9
—ведущее колесо; 10 — тележка подвески; 11 —двигатель; 12 —
генератор; 13 — сиденье наводчика; 14 — сиденье механика-водителя;
15 — направляющее колесо; 16 — курсовой пулемет. Гусеничная цепь
условно не показана.
| |
Сборка первой машины началась 16 февраля 1943 года, а последний
— девяностый — «Фердинанд» покинул заводские цехи 8 мая. В апреле первая
серийная машина проходила испытания на Куммерсдорфском полигоне.
Боевое крещение «фердинанды» приняли в ходе операции «Цитадель»
в составе 656-го полка истребителей танков, в который входили 653-й и 654-й
дивизионы (schwere Panzerjager Abteilung — sPz.Jager Abt.). К началу сражения в
первом имелось 45, а во втором — 44 «фердинанда». Оба дивизиона находились в
оперативном подчинении 41-го танкового корпуса, участвовали в тяжелых боях на
северном фасе Курской дуги в районе станции Поныри и понесли большие потери, в
основном на минных полях. На месте сражения остался 21 «Фердинанд» — все с
поврежденной ходовой частью. Многие из них были подожжены своими экипажами или
нашими наступающими пехотинцами. Лишь одна САУ этого типа, которая
обстреливалась с разных направлений семью танками Т-34, имела пробоину в борту,
в районе ведущего колеса. Единственным достойным противником тяжелых немецких
самоходок оказалась самоходно-артиллерийская установка СУ-152. 8 июля 1943 года
полк СУ-152 обстрелял атакующие «фердинанды» 653-го дивизиона, подбив при этом 4
вражеские машины. Всего же в июле — августе 1943 года было потеряно 39
«фердинандов».
В конце августа 654-й дивизион отвели в тыл и отправили во
Францию для переформирования и перевооружения. При этом свои САУ он передал в
653-й дивизион, который в октябре — ноябре принимал участие в оборонительных
боях в районе Никополя и Днепропетровска. 16 декабря дивизион покинул передний
край и был отправлен в Австрию. Из справки, поданной в Главное командование
сухопутных войск, следует, что до 5 ноября 1943 года 656-й полк уничтожил 582
советских танка, 344 противотанковые пушки, 133 других орудия, 103
противотанковых ружья, 3 самолета, 3 бронеавтомобиля и 3 САУ.
В период с января по март 1944 года на заводе Nibelungenwerke
проводилась модернизация 47 оставшихся к тому времени «фердинандов». В лобовой
броне корпуса справа была смонтирована шаровая установка пулемета MG 34. На
крыше рубки появилась командирская башенка с 7 приборами наблюдения. На ствол
орудия надели броневой щит, а боекомплект довели до 55 выстрелов. Название
машины изменили на Elefant (слон).
В конце февраля 1-ю роту дивизиона отправили в Италию, где она
участвовала в боях под Анцио, а в мае — июне 1944 года - под Римом. В конце июня
роту, в которой оставалось два исправных «Элефанта», перебросили в Австрию.
В апреле 1944 года 653-й дивизион в составе двух рот был
отправлен на Восточный фронт, в район Тернополя. В июле в дивизионе, отступавшем
уже по территории Польши, имелось 33 исправных самоходных орудия. В августе он
понес тяжелые потери в боях в районе Сандомира, а в сентябре был выведен в тыл,
где после перевооружения на САУ Jagdtiger передал «элефанты» в 614-ю тяжелую
противотанковую Роту.
В конце марта 1945 года вермахт еще располагал 28 боеготовыми
машинами, 12 единиц находилось в ремонте.
До наших дней сохранилось две САУ этого типа. В Музее
бронетанкового вооружения и техники в Кубинке экспонируется «Фердинанд»,
захваченный Красной Армией в ходе Курской битвы, а в музее Абердинского полигона
в США — «Элефант», который достался американцам в Италии, под Анцио.
«ШТУРМТИГР»
5 августа 1943 года Гитлер отдал приказ начать разработку
тяжелого штурмового орудия, предназначенного для уничтожения сильно укрепленных
опорных пунктов противника.
Первоначально планировалось вооружить новую самоходку 210-мм
гаубицей, но в окончательном варианте разработчики остановились на реактивном
380-мм корабельном бомбомете — Gerat 562, он же Raketenwerfer 61, который и
является наиболее интересной частью этой САУ.
Бомбомет, выпускавшийся заводом фирмы Rheinmetall-Borsig в
Дюссельдорфе, заряжался с казенной части. Замок бомбомета представлял собой
стальную плиту толщиной 65 мм, перемещавшуюся в горизонтальной плоскости с
помощью реечного механизма. После заряжания между снарядом и плитой замка
оставался зазор 12 см. Такое положение снаряда объяснялось особенностями
конструкции ударно-спускового механизма.
Шаровая установка, в которой был смонтирован бомбомет,
допускала его наведение в горизонтальной плоскости до 10° на сторону, а в
вертикальной от 0 до 85°.
Для стрельбы из Raketenwerfer 61 использовались фугасные
реактивные снаряды массой 351 кг и кумулятивные — массой 345 кг. Дальность
выстрела фугасным снарядом при температуре воздуха +15°С и скорости ветра не
более 4 м/с достигала 5600 м. Снаряд состоял из боевого (до 135 кг ВВ) и
метательного зарядов и маршевого ракетного двигателя. В дне снаряда имелись 32
наклонных отверстия для выхода газов от ракетного двигателя, за счет которых ему
сообщалось вращение вокруг своей оси, повышавшее устойчивость в полете. Снаряд
покидал ствол с начальной скоростью 40 м/с, а после срабатывания маршевого
двигателя разгонялся до 250 м/с. Взрыватель располагался в носовой части снаряда
и устанавливался непосредственно перед заряжанием. Задержка срабатывания
взрывателя могла устанавливаться в диапазоне от 0,5 до 12с.
В целях снижения до минимума силы отдачи при выстреле (бомбомет
не имел противооткатных устройств) часть газов, образовывавшихся при сгорании
метательного заряда, направлялась в зазор между собственно стволом и 13-мм
рубашкой, надетой на ствол. Для выхода газов в торцевом кольце у дульного среза
имелось 31 отверстие. Такая конструкция ствола способствовала и его лучшему
охлаждению.
Заряжание производилось с лотка с роликами при помощи
специального досылателя. Загружались снаряды внутрь машины краном, через
прямоугольный люк в крыше рубки. На стенках боевого отделения располагалось 12
захватов (по 6 с каждой стороны) для снарядов. 13-й снаряд мог находиться на
лотке, а 14-й — непосредственно в стволе, поднятом на угол 16°. Внутри боевого
отделения снаряды перемещались с помощью тельфера.
Бомбомет устанавливался в лобовом листе простой сварной
прямоугольной рубки, крепившейся к корпусу танка болтами. Лобовой лист рубки был
расположен под углом 47°. Справа от бомбомета в шаровой установке размещался
пулемет MG 34. Его боекомплект состоял из 1500 патронов. Для наведения бомбомета
использовался прицел Pak ZF 3х8, а пулемета - KZF 2. На крыше рубки
монтировалось «устройство ближнего боя" (Nahkampfgerat).
Экипаж машины включал механика-водителя, стрелка-радиста,
командира, выполнявшего обязанности наводчика, и двух заряжающих.
Двигатель, трансмиссия, ходовая часть и почти все элементы
корпуса были заимствованы у линейного танка Tiger Ausf.E поздних выпусков.
Последнее обстоятельство вполне объяснимо, поскольку все САУ не изготавливались
вновь, а переделывались из линейных танков.
Прототип САУ, получившей название 38 cm Panzermorser Sturmtiger
Ausf.E, выпустили в сентябре 1943 года. 20 октября машину с рубкой из неброневой
стали продемонстрировали Гитлеру.
Первый же серийный «Штурмтигр» покинул цехи завода Alkett 15
сентября 1944 года. В течение нескольких месяцев за ним последовали еще 17
машин.
Прототип «Штурмтигра» использовался для обстрела Варшавы в ходе
подавления немцами Варшавского восстания в августе 1944-го. Из серийных машин в
конце того же года сформировали две роты штурмовых мортир (Panzer Sturmmorser
Kompanie) — 1000-ю и 1001-ю, по четыре установки в каждой. Обе роты действовали
на Западном фронте. Первая вступила в бой в декабре 1944 года в районе Трира,
причем в боях участвовала только одна установка, остальные вышли из строя по
техническим причинам и были брошены. Вторая начала боевые действия в ноябре 1944
года, а в январе 1945-го довольно успешно воевала недалеко от Бонна. При
переправе через Рейн одна установка была подбита огнем «Шермана». Позже других
сформировали 1002-ю роту, имевшую шесть установок. Она также принимала участие в
боевых действиях восточнее Бонна. В марте 1945 года четыре оставшиеся в строю
машины этой роты были переброшены на Восточный фронт.
Реактивные бомбометы неплохо проявили себя при разрушении
опорных пунктов на «Линии Зигфрида», захваченных американцами, и при стрельбе по
групповым целям. Основными средствами союзников в борьбе с «штурмтиграми» стали
тяжелая артиллерия и авиация. В начале марта 1945 года в строю оставалось еще 13
«штурмтигров».