![]() |
Механизированная частьАвтомобиль"Студебеккер" US-6 США |
![]() |
|
Труженники фронтовых дорогЛ. Гоголев(Моделист конструктор 9.88) |
|||
Некоторые технические подробностиОстановимся подробней на особенностях внешних деталей. Передний бампер – стальная однотавровая балка прямой формы. У автомобилей с лебедкой бампер более массивный и имеет вырез в нижней части. Он расположен дальше от радиатора – ведь здесь на лонжеронах крепилась лебедка. Решетка радиатора образована плоскими вертикальными металлическими пластинами, установленными узкой стороной по ходу движения машины. То же относится к рамке защитных решеток на фарах. Сама же решетка образована тонкими круглыми прутками, левая защитная решетка (по ходу движения машины) на многих моделях была шире, чем правая, так как она прикрывает не только служебную, основную фару, но и специальную затемненную, которую включали при езде в режиме светомаскировки. Затемненными являются также и подфарники – они имеют узкую горизонтальную щель света. Изогнутая форма крышки капота в профиль не дугообразная, а более сложной формы. Линия разъема капота (нижний край его крышки) не строго горизонтальна, а снижается по направлению к задней части автомобиля. В самой верхней части капота – между его крышкой и ветровым стеклом – открывающийся лючок для вентиляции кабины. Передние крылья простые, строгой Г-образной формы (в отличие от несколько скругленных крыльев автомобилей GMC), изготовлены из тонкого металлического листа, загнутого по краям; с внутренней стороны крыла виден фартук треугольной формы. Кабина двухместная, цельнометаллическая, обтекаемой формы имеет характерную выштамповку ее задней стенки. Ветровое стекло V-образное, шарнирно подвешенное в верхней части. Поэтому его можно с помощью двух рычагов открывать вверх на любой угол, вплоть до горизонтального положения. Двери кабины без наружных петель. В передней части дверей, несколько ниже окна, на кронштейнах крепятся наружные зеркала заднего вида. Впрочем, во фронтовых условиях они часто отсутствовали, особенно на правой дверцею и на ее поверхности оставался лишь кронштейн. Имелись форточки в дверных окнах. Грузовой кузов сваренный из листовой стали универсального типа. Невысокие металлические борта наращены деревянными решетками (вставляются в специальные гнезда металлического кузова). Решетки устроены так, что, раскладываясь, могут образовывать скамейки для перевозки людей (как и на наших ЗИЛ-157, ЗИЛ-131, КрАЗ-255Б и других). В задней части кузова, на уровне верхних досок решетки, навешивается предохранительный ремень. На кузов можно было натягивать тент. Тент натягивается на пяти дугах, вставляющиеся в соответствующие гнезда кузова. Задняя и передние стенки завешиваются брезентовыми торцевыми шторками. Тент крепится шнурами на металлических бортах кузова за специальные крючки (их же использовали, когда надо было закрепить в кузове груз). Откидной задний борт удерживаться цепями в горизонтальном положении, составляя как бы продолжение платформы. Цепи – в чехлах и, когда борт закрыт, висят снаружи его «бубликом». На верхней части борта – две ручки– скобы для облегчения посадки и высадки людей. Ниже, в задней стенке кузова, по центру расположена запирающаяся на висячий замок дверца инструментального ящика, по бокам – задние световые приборы и штепсельная розетка прицепа. На кузов установливались отражатели света – катафоты: на передней части – янтарного цвета, а на бортах и сзади – красные. Под грузовой платформой слева находится объемистый бензобак (имеет место выштамповка на его передней и задней стенках), а справа – запасное колесо на откидном кронштейне. Брызговики задних колес – металлические, с выштамповками. Передняя ось подвешена на продольных полуэллиптических, а задняя тележка – на перевернутых полуэллиптических рессорах. Шины на «студебеккерах» встречались с двумя рисунками протекторов: «лесенка» и «елочка». Если на машине стояла «елочка», то при взгляде на машину сверху острие елочки обращено вперед. Это обеспечивало самоочищаемость протектора от грязи. «Родным» цветом «студебеккеров» был темно-оливковый, матовый. Особая, матовая поверхность создавалась таким образом: машины сначала окрашивали специальной нитрокраской, а затем пескоструили. Номерные знаки Красной Армии наносились белой или другой светлой краской на обеих дверцах кабины несколько ниже оконного проема, а также на заднем борту. Номерной знак состоял из буквы (например, Н, К, Ж, Я) и пяти цифр, сгруппированных следующим образом: Ж-5-36-12 или Ж-53-612. Буквы и цифры имели одинаковую высоту. В конце войны, в 1945 году букву стали делать более высокой, чем цифры, а над последней цифрой рисовали белой краской маленькую пятиконечную звездочку. Иногда на дверце ниже номера изображали белой краской эмблему рода войск, а в конце войны – эмблему части (например, силуэт оленя) или ее обозначение. На заднем борту слева от номера часто рисовали белый круг – для обозначения машины в темноте. С той же целью иногда выкрашивали в белый цвет задние бамперы и левый край (примерно 1/6 часть) переднего. Справа от номера на заднем борту могло быть обозначение части. На машинах, участвующих в Параде Победы, номерных знаков не было. Зато на дверцах кабины присутствовало изображение гвардейского знака в цвете, а боковины шин окрашивали в белый цвет. Номерной знак «студебеккера» с номерами Чехословацкого корпуса, начинался буквами CS и писался на дверце ниже, чем у машин Красной Армии. Над номерным знаком рисовали небольшую круглую эмблему – в цветах национального флага Чехословакии. «Студебеккеры», поставленные по ленд-лизу, после окончания срока аренды надлежало вернуть Соединенным Штатам. Поэтому на них наряду с советскими оставались и номера США. Эти номера писались белой краской по обе стороны капота и сзади и состояли из буквы A и шести-семи цифр, первая из которых обязательно – 4, так условно обозначали многоцелевые грузовики классов 2,5 и 4-5 т. | |||